Наш сюжет охватывает довольно-таки продолжительный временной отрезок, насыщенный множеством разнообразных событий и невероятных приключений, потому он состоит из нескольких сюжетных линий.

Первая сюжетная линия:

Прошло уже немало дней с начала великого приключения и выхода хоббита Бильбо Бэггинса из Шира к Эребору в компании мага Гэндальфа Серого и тринадцати гномов во главе с Торином Дубощитом. Им предстоит долгая дорога к Одинокой горе, разумеется, полная опасности, странностей и загадок. Ну, а пока смельчаки ещё только в пути, они даже пока не подозревали и не подозревают, сколько интересных и странных событий произошло и происходит в Средиземье: в Дол Гулдуре появился некий Некромант, Азог Осквернитель, давний враг гномов, и вовсе жив, а также здравствует его сын Больг, и множество любопытных и наверняка недружелюбных глаз следят за Бильбо и его друзьями. И всё-таки часть приключений (частенько опасных приключений, стоит заметить), уже позади: это и "ужин" у горных троллей, и открытие тайного пути в Ривенделл во время пряток с отрядом орков, и даже пленение гоблинами, и новая встреча с Азогом, живыми после которой они остались чудом, и знакомство с Беорном, и столкновение с пауками... И скоро настанет главное из них - встреча с драконом Смаугом, захватившим когда-то Подгорное Королевство, и теперь охраняющим там его сокровища, а также Битва Пяти Воинств за Эребор после смерти чешуйчатого врага.

И, казалось бы, настаёт один из таких редких моментов, когда приключения близятся к концу, когда не нужно сражаться за свою жизнь, пытаться спасти её другому, в конце концов, просто бежать куда-то, сломя голову, но именно тогда срабатывает извечный и несправедливый закон "подлости". По воле случая гномы оказываются на одном из пиршеств эльфов Лихолесья, что оборачивается их пленением по приказу Трандуила. И теперь они томятся в отнюдь не дружелюбных темницах, думая о  своем спасении и путешествии, надеясь найти выход и из этой ситуации. А тем временем над Средиземьем сгущаются тучи.

Вторая сюжетная линия:

Спустя десятилетия с момента грандиозной победы под Эребором над Средиземьем витает дух грозящий беды, пока что едва ощутимый. И в этот раз на кону судьба практически целого мира...

Арагорн, которому суждено сыграть немаловажную роль в грядущих событиях, узнаёт о своём истинном происхождении от своего воспитателя Элронда, эльфа, правителя Ривенделла, а также получает обломки великого меча Нарсила и кольцо Барахира. И в этот же год он встретил и полюбил дочь своего наставника Арвен. Однако через непродолжительное время Арагорн покидает Ривенделл, отправляясь странствовать по Средиземью. За годы скитаний он становится последним предводителем дунэдайн, последних из его народа, сражается со слугами Саурона, знакомится с Гендальфом Серым и становится ему другом, вновь встречает Арвен и обручается с ней, помогает в поисках Голлума, которого ему всё-таки удаётся поймать, даже бывает в Хараде и спускается в Морию... По окончании своих путешествий Арагорн становится членом Братства Кольца, которое должно уничтожить Кольцо Всевластья во что бы то ни стало, дабы не дать Сарону обрести ещё большую власть.

А всё это время в Изенгарде Саруман Белый, объявивший крепость отныне своей, как выясняется, наблюдает за Сауроном в палантир, в итоге оказывается порабощенным темным майа, которому было известно о том, что за ним следят. В подземельях Изенгарда новый слуга врага стремится собрать армию урук хаев, могучих орков, которым не страшен дневной свет. Грядёт последняя война, в которой будет решена судьба всего Средиземья.

Третья сюжетная линия:

Время идёт и никого не щадит - небезызвестный, но уже старый хоббит Бильбо Бэггинс отправляется на покой в Ривенделл. А перед тем отдаёт, пусть и с большой неохотой, своему племяннику Фродо волшебное кольцо, подобранное по случайности давным-давно и умеющее делать своего хозяина невидимым. Да только не столь простым оказывается оно: маг Гэндальф, подозревавший истинную природу вещицы, находит своим догадкам подтверждение. Кольцо оказывается тем самым, которое выковал некогда сам Саурон, дабы подчинить себе все остальные Кольца. И оно никоим образом не должно попасть в руки Врага.

Узнавший об этом Фродо Бэггинс по наказу Гэндальфа покидает Шир вместе со своим другом-хоббитом Сэмом с целью попасть в Ривенделл. Не так уж далеко они успевают уйти, как встречают старых знакомых Мериадока Брендибэка и Перегрина Тука, а также первую опасность - назгулов, посланных Сауроном за Кольцом. Чудом удаётся хоббитам не попасться им. Впрочем, на этом приключения не заканчиваются: четвёрка друзей с трудом преодолевает Старый Лес, затем чуть не погибает от Умертвий в Могильниках, но каждый раз на помощь им приходит странный человек по имени Том Бомбадил. Кое-как добираются хоббиты до Пригорья и трактира "Гарцующий пони", где встречают не менее загадочную личность - Странника. Но времени на долгие разговоры за столом нет, поскольку назгулы снова нагоняют компанию, и им снова приходится выступить в путь. На Заверти путники решают остановиться, однако именно тогда их и нагоняют слуги Саурона. Один из них - Король-чародей Ангмара - ранит Фродо моргульским клинком. Странник спешит к правителю эльфов Элронду обходными путями, надеясь добраться до него раньше, чем хоббита уже нельзя будет спасти. По дороге компания встречает Глорфиндела - военачальника Ривенделла - который помогает добраться им до места назначения.

В Имладрисе Фродо находит исцеление, а владыка Элронд созывает срочный Совет. На нём подоспевший Гэндальф рассказывает о Кольце, предателе Сарумане и настаивает на том, чтобы Кольцо, из-за которого, собственно, все и собрались, было уничтожено. После непродолжительных, но весьма бурных споров создаётся Братство Кольца - отряд, которому и поручена эта тяжкая и опасная миссия.